На главную страницу   Написать письмо   Поиск

14.04.2008 Цены на цемент должны упасть в ближайшие три-пять лет, когда вырастет объем производства

Up one level
Цемент – один из самых нужных для строительного рынка материалов, но в последние годы он в дефиците. Сегодняшние потребности Петербурга и Ленобласти в цементе специалисты оценивают примерно в 5 млн тонн в год. Местные предприятия до последнего времени производили 2,3 млн тонн, успевая при этом часть продукции продавать в другие регионы.

Однако на региональном рынке скоро появится еще один игрок. Компания РУСАЛ и «Базэл-Цемент» завершают переговоры о приобретении предприятия «Пикалевский глинозем». После перепрофилирования к лету 2009 года «Пикалевский глинозем» начнет выпускать цемент в объеме 1,8 млн тонн.

Прогноз потребления цемента в Петербурге и Ленобласти на 2011 год – 6 млн тонн. Основные поставщики («Метахим», «Пикалевский цемент» и сланцевский цементный завод «Цесла») в общей сложности могут обеспечить сегодня примерно 1,7 млн тонн.

О перспективах рынка цемента в Северо-Западном регионе обозревателю «Эксперта С-З» рассказал генеральный директор компании «Базэл-Цемент» Дмитрий Савенков.

– Чем поможет местным строителям «Базэл-Цемент»?

– Мы планируем выпускать 1,5−1,8 млн тонн цемента в год. Есть еще один абсолютно оправданный экономически вариант – объединить все три предприятия, которые входили в прежний «Пикалевский глинозем». В этом случае можно выпускать 4,5 млн тонн цемента в год.

«Пикалевский глинозем» – предприятие с мощным потенциалом. Именно поэтому компания избрала «Пикалевский глинозем» очередным объектом своих долгосрочных инвестиций. В общей сложности мы запланировали инвестировать в регион около 400 млн долларов, из них 83 млн будет направлено на перепрофилирование предприятия в Пикалево.

Начну с истории этого предприятия, чтобы стало ясно, зачем понадобилось перепрофилировать завод. До 2004 года было единое предприятие – «Пикалевский глинозем». Таких на территории бывшего Советского Союза существовало всего два – в Пикалево и в Ачинске. Они работали по нестандартным технологиям. В процессе производства на каждую тонну глинозема приходилось 6 тонн отходов – так называемого белого шлама, который служит сырьем для производства цемента.

В 2004 году владелец предприятия «СУАЛ», избавляясь от непрофильных активов, решил продать «Пикалевский глинозем». Завод продали по частям, можно сказать, разрезали по живому. Образовались три самостоятельных производства: «Пикалевский глинозем», химическое предприятие «Метахим» и завод «Пикалевский цемент». У каждого – свой хозяин. Причем за несколько лет хозяева успели поменяться и сейчас «Пикалевский глинозем» принадлежит нам, а Пикалевский цементный завод – холдингу «Евроцемент». Цементный завод и химическое производство в целом успешны, хотя у них нет собственного сырья.

«Пикалевский глинозем» чувствует себя плохо. Есть проблемы с глиноземным сырьем. Мы покупаем апатит-нефелиновый концентрат у ОАО «Апатит» по очень высокой цене, поэтому производство глинозема на базе завода в Пикалево нерентабельно. Мировая цена на глинозем составляет 350 долларов за тонну, а себестоимость глинозема, который производит комбинат, достигает 450 долларов. Руководство предприятия стояло перед выбором: или закрыть завод из-за нерентабельного производства, или перепрофилировать его. К счастью, на том же оборудовании, на котором производят глинозем, можно вырабатывать и полуфабрикат цемента – клинкер. Поэтому перепрофилирование «Пикалевского глинозема» пройдет спокойно и без остановки основного производства. У завода есть свои месторождения известняка, он обеспечен цементным сырьем. Новое производство будет введено в строй без проблем в достаточно сжатые сроки. Подчеркну, что перепрофилирование пройдет плавно, с сохранением рабочих мест и социальных льгот.

– Пикалевский цементный завод объявил о сокращении производства в три раза. В Петербурге поговаривают, из-за «Пикалевского глинозема», который снабжает завод сырьем, а теперь закрывается на модернизацию.

– Мы заранее известили о перепрофилировании большинство наших партнеров. Руководство цементного завода, зная о наших планах, должно было найти другие источники сырья. «Евроцемент» получил лицензию на разработку карьера год назад, однако до сих пор не начал добычу. Мы действительно постепенно перестанем обеспечивать завод сырьем – в процессе модернизации будем производить все меньше глинозема, значит, шламов, которые используются в качестве сырья, тоже станет меньше. Заводу придется перейти на классические технологии изготовления цемента из известняка – как на всех предприятиях в России. Кроме того, объемы выпуска не упадут сразу, поскольку у нас есть запас отходов, его хватит на какое-то время.

В мае 2008 года начнется модернизация первых двух печей «Пикалевского глинозема», а осенью на рынке появится первая продукция. Полностью завод перейдет на выпуск цемента в 2009 году. При выходе на проектную мощность вместо 250 тыс. тонн глинозема завод будет выпускать 1,8 млн тонн цемента в год. Достаточно быстро производство начнет приносить прибыль. Хочу подчеркнуть, что все наши основные обязательства перед третьими лицами, например о поставках сырья, о том, чтобы не проводить увольнений, как это было записано в коллективном договоре в феврале прошлого года, остаются в силе. Мы надеемся, что рост предложения на рынке поспособствует стабилизации цен на цемент, ведь только в прошлом году цена на него в Северо-Западном регионе подскочила почти в два раза.

– Не думаете ли вы, что, пока «Пикалевский глинозем» выходит на проектную мощность, строительный рынок региона успеет пострадать? Где брать цемент?

– По поводу поставок цемента можно обращаться к нам уже сейчас. В конце апреля мы запускаем вторую линию на Ачинском заводе – 700 тыс. тонн в год. Мы готовы поставлять цемент в Северо-Западный регион из Ачинска.

Можем предложить турецкий цемент. Сейчас мы заключили договор и везем из Турции 1 млн тонн цемента. Кстати, цена турецкого цемента ниже. Также мы планируем начать поставки из Китая.

– Многие строители с подозрением относятся к качеству китайского цемента.

– Напрасно. Мы ведем переговоры о покупке завода в Китае и собираемся выпускать цемент в соответствии с европейскими стандартами. Получим то качество, которое нам надо. Кстати, именно в Китае сейчас создаются огромные цементные холдинги, там выпускается 1,2 млрд тонн цемента в год. Сравните с нашими объемами – Россия на этом фоне выглядит очень бледно.

– В конце прошлого года строители добились снятия таможенных пошлин на ввоз цемента. Надеюсь, теперь цемент ввозится без проблем и в больших объемах?

– Снятие пошлин не слишком влияет на объемы ввоза. Основная проблема – логистика. Доставка происходит долго и обходится дорого. Например, у нас нет терминалов, где можно организовать доставку навалом, цемент приходится перевозить в мешках. 2,1 млн тонн – весь импорт в Россию за прошлый год. Нужно строить терминалы по перевалке цемента, но строительство такого терминала по затратам соответствует вложениям в строительство завода – примерно 300 млн долларов.

– Какие еще проекты компания реализует на Северо-Западе?

– Мы собираемся инвестировать 265 млн долларов в Угловский цементный завод в Новгородской области, на базе Угловского месторождения, мощностью 2 млн тонн в год. Запустим предприятия в Пикалево и Новгородской области – дадим Северо-Западному региону дополнительно 4 млн тонн цемента в год.

Недавно заключили договор с правительством Карелии – будем разрабатывать там несколько месторождений гранита. В этом году начнем добывать базальт на месторождении Хямгора в Архангельской области, планируемая мощность – 2 млн тонн.

Пусть и другие компании постараются. Заявлений много, но реального строительства цементных заводов что-то не видно. Конечно, сложностей хватает. Во-первых, объем инвестиций большой. Во-вторых, в стране не производится оборудование для цементных заводов, его приходится ввозить из-за границы. И само строительство идет два-три года.

– Что ожидает цементную отрасль и строительный рынок в перспективе?

– В цементной отрасли был провал – 17 лет ничего не строилось, не модернизировалось. Но потребность в цементе очень велика и дефицит становится все более острым. В 2007 году в России произведено всего 59 млн тонн цемента. Причем заводы работали на полную мощность. В Петербург возили цемент с Дальнего Востока. Увеличиваются объемы жилищного строительства, значит, растет потребность в цементе. Если мы еще будем активно строить инфраструктурные объекты, цемента точно не хватит. По сегодняшним расчетам, необходимо к 2010 году выпускать еще минимум 20 млн тонн в год. При средней мощности завода 2 млн тонн в год получается, нужно построить еще минимум десять предприятий. Отрасль нуждается и в строительстве новых заводов, и в реконструкции существующих производств. Помощи ждать неоткуда. Надо строить самим. Но я надеюсь, что цены на цемент упадут в ближайшие три-пять лет, когда новые заводы будут построены и объемы производства вырастут.

Источник: expert.ru






Гостевая книга


Купить
ООО «Промстройресурсы» 455000, Россия, Челябинская область, г. Магнитогорск, ул. Комсомольская 17, оф. 10 тел. +7 3519 23-20-93
 
© 2004 ООО "Промстройресурсы", г.Магнитогорск
Дизайн Селиверстова А.К.
Создание сайта Prime